Уже в первые годы войны появился фонд обороны социалистической Родины. На собраниях рабочих обсуждались вопросы, связанные со сбором средств в фонд обороны. В День железнодорожного транспорта был организован воскресник в котором приняло участие более миллиона железнодорожников. Во время этого воскресника было отремонтировано около сотни километров железнодорожных путей, множество вагонов, а так же собрано 7800 тонн металлического лома. В этот новый фонд было вложено около 20 миллионов рублей. Летчикам было передано примерно 100 тысяч рублей для покупки самолета. В музее сохранились записи о тех, кто предавал в фонд свои сбережения. Самый известный факт – пчеловод Селиванова передала деньги на постройку трех самолетов. Стоит отметить, что у нее было четверо детей, а муж воевал на фронте. После того, как первый самолет Головатова израсходовал свой моторесурс, был передан в музей, а на его место были собраны деньги на второй истребитель, который был подарен родине и летавший до конца войны. Из таких профсоюзов, как ВЦСПС и ЦК в фонд было внесено 100 миллионов рублей на строительство колонны и двух эскадрилий самолетов. Так же средствами профсоюзов обеспечивали передвижные бани, прачечные, кухни для солдат и офицеров Красной Армии. Летом 1942 на средства ВЦСПС был выстоян банно-прачечный дезинфекционный поезд № 73. Уже за первые три месяца войны профсоюзными фондами было собрано около 37 миллионов рублей. Основной задачей профсоюзов в военное время была борьба за улучшение условий труда. В 1944 году в цеховых и фабрично-заводских комиссиях направленных на охрану труда принимало участие 105882 человека, а в 1945 году их стало 169083. Так же большое значения придавалось контролю над работой столовых, магазинов и подсобных хозяйств.